Циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня

  • Дата: 01.08.2019
  • Просмотров: 0
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг: 0

Содержание:

Читайте также:  Малышева как избавиться от паразитов

665.00 р.

  • Код товара: T0278

1. Назначение пособия

Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала в средней общеобразовательной школе в по разделу «Животные». Также данное пособие можно использовать в ВУЗах, на занятиях по зоологии. Модель предназначена для изучения циклов развития двух паразитических червей: бычьего цепня и печеночного сосальщика.

2. Устройство пособия и комплектация

Пособие включает в себя 16 карточек (№ Ц1-Ц16). Для монтажа схемы 1 «Цикл развития бычьего цепня» используются карточки №..Ц1, Ц2, Ц4-Ц10. Для монтажа схемы 2 «Цикл развития печеночного сосальщика» используются карточки № Ц1-Ц3, Ц11-Ц16.

Все карточки покрыты матовой антибликовой ламинирующей пленкой и снабжены магнитным креплением, позволяющим монтировать приведенную ниже схему на магнитной доске или экране.

3. Методика работы с моделью

Карточки располагаются на доске кругом по часовой стрелке, как это указано на монтажной схеме. Стрелки между карточки рисуются на доске мелом. По ходу монтирования модели учитель объясняет учащимся теорию. Также модель можно использовать для контроля знаний.

4. Теория вопроса

Взрослый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Зрелые членики, содержащие яйца, отрываются и с фекалиями поступают наружу. Там они могут попасть на траву, которую поедают коровы. В желудке коровы из яиц выходят личинки, снабженные шестью крючочками. Они вбуравливаются в стенку кишечника и с током крови разносятся ко всем органам. Там они превращаются в финну. В тканях финна вырастает до размеров горошины. Человек заражается яйцами бычьего цепня употребляя в пищу зараженное финнами, плохо прожаренное мясо коровы. В кишечнике из финны выходит цепень, имеющий вид головки с шейкой, от которой начинают нарастать новые членики. Длинна взрослого цепня может достигать нескольких метров.

Схема 1. Цикл развития бычьего цепня

Печеночный сосальщик – плоский червь, во взрослом состоянии паразитирующий в печени коровы. Там происходит размножение сосальщика. При развитие печеночного сосальщика происходит чередование двух поколений: бесполого и полового:

Яйца вместе с желчью попадают в кишечник коровы и с фекалиями выходят наружу. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка, которая инфицирует промежуточного хозяина.

Промежуточным хозяином цепня является улитка малый прудовик. В ее теле личинка превращается в бесформенный мешок, в котором развиваются несколько поколений зародышей, то есть у сосальщика происходит размножение на личиночной стадии. Личинки выходят из тела прудовика и снова попадают в воду, где передвигаются при помощи хвостика до тех пор, пока не прикрепляется к водной растительности и превращается в цисту. Коровы поедают цисты вместе с растениями и таким образом заражаются паразитом.

Следует отметить, что печеночным сосальщиком может заразиться и человек, если он будет пить некипяченую воду из водоемов. В этом случае он становится окончательным хозяином паразита. (При объяснении данной ситуации учитель заменяет на схеме карточку № Ц1 (корова) на карточку № Ц2 (человек).

Схема 2. Цикл развития печеночного сосальщика

5. Правила хранения

Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.

После демонстрации рекомендуется проверить комплектность модели.

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 7 класс>>Печеночный сосальщик и бычий цепень. Общие черты плоских червей

§ 12. Печеночный сосальщик и бычий цепень. Общие черты плоских червей

Среда обитания, особенности строения и питания. Среди плоских червей известны паразиты, поселяющиеся в теле животных и человека. Один из них – печеночный сосальщик. Он живет в протоках печени рогатого скота. Тело его длиной в 3-4 см сильно сплющено и имеет листовидную форму. Поскольку он находится постоянно в одном месте, то органов движения – ресничек у него нет. Зато имеются органы прикрепления – присоски-, передняя, или ротовая, на переднем конце тела и брюшная на брюшной стороне. Ими сосальщик и удерживается в теле хозяина. Питается сосальщик кровью и клетками печени, засасывая пищу через ротовую присоску при помощи мускулистой глотки. Из глотки пища попадает в разветвленный кишечник, который, как у планарии, замкнут слепо.

Размножение и развитие.

Печеночный сосальщик, как и планария, гермафродит. Его яйца выходят из печени в кишечник хозяина и далее, с калом, наружу. При этом для своего развития они должны непременно попасть в воду, что, очевидно бывает, далеко не всегда. В воде из яйца выходит личинка с ресничками, которая для дальнейшего развития должна проникнуть в тело моллюска прудовика. Здесь личинка не только растет, но и размножается, давая еще несколько личинок следующего поколения. Эти личинки второго поколения выходят из тела прудовика в воду. Они могут активно плавать при помощи хвоста. Расселяясь по водоему, они прикрепляются в конце концов к листьям водных растений, покрываются оболочкой и становятся неподвижными, то есть превращаются в цисту. В таком состоянии они могут оставаться долгое время. Скот заражается печеночным сосальщиком при питье воды или поедании травы с его цистами. В кишечнике циста лопается, молодой сосальщик выходит и проникает в печень 24 .

Таким образом, развитие сосальщика зависит от многих случайностей. Поэтому сосальщик и производит огромное количество яиц. Размножение его происходит также в личиночной стадии.

Кроме печеночного сосальщика встречаются и другие, всего их насчитывают свыше 4 000 видов.

Среда обитания, особенности строения и питания. Бычий цепень паразитирует в кишечнике человека, но его личинки развиваются в организме крупного рогатого скота (отсюда название – бычий).

Тело цепня состоит из маленькой головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина. Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников (их бывает около 1000). Рост червя и увеличение числа члеников продолжаются всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки.

Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются25 .

Одна из основных особенностей цепня – отсутствие специальных органов пищеварения. Взрослый паразит живет в тонких кишках человека, где имеется уже переваренная пища. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела. Цепень (особенно его личинка) может также переваривать пищу своими покровами.

Размножение и развитие.

Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Яйца созревают только в самых старых, задних члениках. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу.

Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравли- ваются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финку – пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства и развивается малокровие.

Общая характеристика плоских червей.

Всего известно около 12500 видов плоских червей. Тело их сплющено сверху вниз, у большинства вытянуто. Имеют двустороннюю симметрию, передний (головной) конец.

Снаружи все тело одето кожно-мускульным мешком. Внутри нет полости тела. Пищеварительная система слепо замкнута. Имеется специальная выделительная система. Плоские черви – почти все гермафродиты.

1. Каковы особенности внешнего строения печеночного сосальщика в связи с приспособленностью к паразитизму?
2. Используя текст и рисунок 24, составьте план рассказа о размножении и развитии печеночного сосаль щика.
3. Чем отличается бычий цепень от печеночного сосальщика? В чем их сходство?
4. Почему бычий цепень производит больше яиц, чем планария?
5. Какие меры необходимо применять против заражения печеночным сосальщиком или бычьим цепнем?

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. – 23-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.: ил.

Видео по биологии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

Созданное в 1990 г. как биолого-химическая гимназия, наше учебное заведение стало работать над решением проблем, которые позволили бы по-новому осмыслить задачи обучения, воспитания и развития учащихся средних школ. Такими проблемами стали: обучение без домашнего задания, экологизация учебных программ, интеграция курсов и дисциплин, разработка систем консультаций и зачетов. Комплексное использование разработанных приемов, средств и способов обучения можно проиллюстрировать на примере раздела «Черви», изучаемого учащимися 7-х классов по зоологии.

Читайте также:  Клизма с касторовым маслом для похудения

Организация работы с понятийным аппаратом на уроках зоологии при изучении нового материала, его закреплении и проверке может быть продемонстрирована на примере урока «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания», который проводился в течение двух часов, так как в нашем учебном заведении предусмотрены спаренные занятия. Но на это занятие можно отвести и один час – с заданием на дом.

Урок 1. «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания» (1-2 ч)

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Ресничный червь», «Сосальщик», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», лото «Циклы развития паразитических червей», модели тела планарии и кожно-мускульного мешка червей.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Таблица. Характеристика червей

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

Планария: А – поперечный разрез; Б – системы органов

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

На следующем этапе урока учитель объясняет строение кожно-мускульного мешка плоских червей, используя при этом модель поперечного разреза планарии, и задает вопрос: «Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем. При этом отмечается, что промежутки между внутренними органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).

Слово «паренхима» вместе с его переводом учащиеся записывают в терминологический словарь в конце тетради.

Так как учащиеся еще не знакомы с понятием «органы животных», целесообразно указать, что у белой планарии все основные процессы жизнедеятельности происходят в специальных частях тела, образованных тканями, которые называются органами. При этом учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность клеток, выполняющих определенную функцию, и преподаватель предлагает им по аналогии сформулировать понятия «орган» и «система органов».

В вопросах размножения и развития новым понятием является гермафродитизм. Хотя с ним ученики встречались при изучении гидры, но не называли термин). Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод об обоеполости этих животных. При этом учитель обращает внимание учеников на кокон (также новый термин), в котором развиваются яйца червя.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.

Цикл развития печеночного сосальщика

Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

Систематические понятия закрепляются при перечислении признаков типа и класса, что ведет не только к лучшему запоминанию изученного материала, но и к развитию умения анализировать и выбирать главное. При ответе на вопрос: «От каких животных произошли плоские черви и как можно это доказать?» учащиеся останавливают свой выбор на чертах усложнения организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными, что способствует закреплению филогенетических понятий. Эту же цель преследует вопрос: «Является ли упрощение организации паразитических плоских червей биологическим регрессом?», на который учащиеся отвечают отрицательно и доказывают, что указанное упрощение организации связано с приспособлением плоских червей к паразитизму.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

«Белая планария ведет . (активный) образ жизни, в связи с этим у нее развилась . (двусторонняя) симметрия тела, передвигается при помощи . (ресничек), поэтому относится к классу . (Ресничные черви), имеет хорошо развитый . (кожно-мускульный мешок) и . (системы органов): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из . (органов), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью . (паренхимой).»

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Урок 2. «Приспособления паразитических плоских и круглых червей к среде обитания» (1–2 ч)

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии.

Цикл развития бычьего цепня

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

Раз в две недели мы отводим время для проведения консультаций по наиболее интересным или сложным вопросам. Такая консультации была предложена семиклассникам и по завершении изучения цикла «Паразитические черви». Проводили ее одиннадцатиклассники, которые одновременно закрепляли в памяти собственные знания по зоологии.

Тематическая консультация «Многообразие паразитических червей и борьба с ними» (1 ч)

Цель и задачи консультации: зная особенности паразитических червей, выработать меры борьбы с ними. Выяснить черты приспособленности паразитических червей к среде обитания, показать значение этих животных в природе и для человека, научиться определять предложенное животное и давать характеристику процессов его жизнедеятельности, овладеть понятийным аппаратом раздела «Черви».

Оборудование и материалы: таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты: «Сосальщик», «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», световые микроскопы.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Вопросы старшеклассникам

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Вопросы семиклассникам

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.


Комментарии

  1. megan92 ()   2 недели назад
    Недавно поняла, что у меня паразиты... Запаниковала конечно, полезла в интернет, и начиталась такого, что волосы на голове встали дыбом!!Теперь не знаю ,что делать, чем лечиться.. Поэтому обращаюсь к вам! Кто сталкивался с этим? чем лечились? что РЕАЛЬНО ПОМОГЛО?? Очень хотелось бы самостоятельно справиться с этой проблемой, без врачей..
  2. Дарья ()   2 недели назад

    Противопаразитные препараты мы принимаем всей семьёй два раза в год в обязательном порядке уже много-много лет. У нас дома живёт кошка.

    Раньше травили себя химией типа Немозода, Вермокса. Побочные эффекты у меня были страшные: тошнота, нарушение стула, рот обносило, как при дисбактериозе. Сейчас принимаем TOXIMIN, намного легче переносится, даже бы сказала вообще без побочных эффектов. Хорошее средство

    P.S. Только вот я сама из города
    и в аптеках у нас его не нашла, заказывала через интернет.
  3. megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на препарат!
    P.S. Я тоже из города ))
  4. Дарья ()   12 дней назад
    megan92, я же уже указала) Вот прикрепляю еще раз - официальный сайт TOXIMIN
  5. Рита 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  6. юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Рита, вы как будто с луны свалились. В аптеках - хапуги и хотят даже на этом заработать! Да и какой тут может быть развод, если оплата после получения и одну упаковку можно получить беслпатно? Я, например, заказывала этот TOXIMIN когда-то - мне курьер привез, я все проверила, посмотрела и только потом оплатила. На почте - то же самое, там тоже платеж при получении. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды и обуви до техники и мебели.
  7. Рита 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  8. Елена (СПБ)   8 дней назад
    Читала отзывы и поняла, что надо брать ) Пойду оформлять заказ.
  9. Dima ()   Неделю назад
    Тоже заказал. Обещали в течение недели доставить (), что ж будем ждать
  10. Гость Неделю назад
    А как вы определяете, что у вас глисты? Сами себе диагноз ставите и сами лечитесь? Идите к врачу, сдавайте анализы, пусть вам назначают грамотное лечение. Консилиум тут собрали целый, при этом советуют сами не зная что!
  11. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Гость, вы не горячитесь так. Одно дело когда в интернете спрашивают как лечить геморрой народными средствами, а совсем другое, когда делятся опытом приема биодобавок. Никто вам тут плохого не насоветует. Вам бы самому провериться не мешало. Необоснованный неврозы - первый признак глистной инвазии
  12. Margo 6 дней назад
    Выпила этот препарат ....уже прошло несколько часов ...но позывов в туалет нет ...ничего не выходит (((((
  13. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Вот народ странный, надеятесь увидеть у себя шоу танцующих червей в унитазе.? увы разочерую вас, препараты многие их просто растворяют
  14. Julia87 (Новосиб)   4 дня назад
    Здравствуйте. Хотела спросить а как выводятся аскариды. Просто очень страшно. Они же до 20-45см доходят. Брр. Как приступить к лечению и дальнейшая профилактика. Заранее спасибо.
  15. Оля (Ульяновск)   Позавчера

    Недавно смотрела передачу по первому каналу про паразитов человека. Там про этот TOXIMIN рассказывали, хвалились, что у нас создали лучшее средство в мире против паразитов.

    И еще вот наткнулась на интерьвью известной врача-паразитолога, она тоже советовала этот препарат.
  16. Алина Вчера
    Я регулярно заказываю. Сама пью и всей семье заодно организмы очищаю. Сыну нашему этот препарат здорово помог.
  17. ЛЕХА (ГРОЗНЫЙ)   Сегодня
    АЛИНА ВАМ УДАЛОСЬ ВЫЛЕЧИТЬСЯ И ЕСЛИ ДА ТО ЧЕМ . СПАСИБО ЗА ОТВЕТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector